Практические и семинарские занятия

Тематика семинарских занятий по дисциплине

«Теория организации»

Семинар 1. Введение в предмет «Теория организации. Основополагающие идеи организационных теорий.

1. Древние и современные организации.

2. Теория организации как учебная дисциплина. Основные понятия, связанные с термином «организация».

Теории формирования организации.

3 Универсальные и ситуационные подходы к формированию организации.

4. Классические теории организации.

5. Бюрократическая теория организации.

6. Основные положения «Всеобщей организационной науки Тектологии» А.А. Богданова.

7. «Общая теория систем» Л.фон Берталанфи.

8. Основные положения науки о самоорганизации систем – синергетики. Вклад И.Пригожина.

9. Современные направления теоретических разработок.

Семинар 2. Законы и принципы организации.

1. Законы организации Особенности законов организации и законов для организаций.

2. Законы синергии и информированности-упорядоченности. Основные элементы организации. Влияние потенциалов ресурсов, составляющих организацию, на ее общий потенциал. Варианты синергии. Признаки достижения синергии в организации.

3. Законы композиции и пропорциональности.

4. Закон самосохранения. Закон развитияФилософия самосохранения. Стратегия предпринимательства. Усиление созидательных ресурсов организации за счет страхования. От стабильности организации к стабильности общества.

Закон единства анализа и синтеза. Закон композиции и пропорциональности.

Семинар 3. Принципы организации

1. Статическая и динамическая организация.

2. Принципы статистической и динамической организации. Принципы процессуализации: прямоточность, восприимчивость, информативность, надежность, оперативность, гибкость, параллельность и др.

3. Принципы рационализации: концептуализация, алгоритмизация, нормализация, систематизация, классификация и др.

Семинар 4. Системный анализ в социальных системах.

1. Системное мышление. Системный подход. Основные задачи системного подхода.

2. Системный анализ. Основные понятия.

3. Этапы и процедуры системного анализа. Рассмотреть на примере конкретной организации.

4. Методы исследований этапов и процедур системного анализа. Каждый из методов рассмотреть на конкретных примерах.

Семинар 5. Основные элементы и характеристики организации.

1. Миссия организации. Требования к формулировке миссии. Рассмотреть на конкретных примерах.

2 Понятие цели организации. Основные свойства целей (развертываемость,относительная важность, соподчиненность). Основные этапы построения «Дерева целей».



3 Жизненный цикл организации. Его значение для организации. Факторы, влияющие на жизненный цикл.

Семинар 6.Внутренняя среда организации.

1. Организационная структура.

2. Формальные и неформальные структуры. Их значение для эффективнойдеятельности организации.

3. Централизованные и децентрализованные структуры. Выбор соотношения централизации и децентрализации в организации.

4. Основные характеристики и условия применения организаций по отношению с внешней средой.

5. Основные характеристики организаций по отношению между подразделениями. Перечислить главные условий их применения.

6. Основные характеристики организаций по отношению с человеком. Указать главные области их применения.

Семинар 7. Внешняя среда организации

1. Понятие внешней среды и еѐ состав.

2. Потребители товаров и услуг.

3. Поставщики и конкуренты.

4. Инфраструктура, государственные и муниципальные организации.

5. Международные организации.

6. Характеристики внешней среды. Взаимодействие организации с внешней средой.

Семинар 8. Основы организационного проектирования.

1. Понятие «организационное проектирование»

2. Основные направления оргпроектирования, методы разработки организационных проектов.

3. Содержание организационных проектов для различных организаций и уровней управления.

4. Главные этапы оргпроектирования и их содержание.

5. Состав документации оргпроектов.

Семинар 9. Методы организационного проектирования (Трудности при оргпроектировании. Пути их преодоления.)

Содержание организационно-управленческих проблем оргпроектирования.



2. Содержание политических проблем оргпроектирования.

3. Главные направления и причины сопротивления перестройкам. Пути и методы их преодоления.

4. Проблемы совершенствования организационной культуры.

Семинар 10. Организационные изменения как фактор устойчивости организации.

1. Основные модели организационных изменений.

2. Управление проектом и знаниями как ресурсом организации.

3. Управление творческим трудом.

4. Обучающаяся организация

Семинар 11. Организационная культура

1. Культура как объективно-субъективное явление в современном обществе.

2. Основные субъекты социокультурного процесса.

3. Общая характеристика организационной культуры.

4. Основные модели организационной культуры.

5. Материальная и идеальная составляющие организационной культуры.

6. Рыночная экономика и организационная культура.

7.Управление корпоративной культурой

Семинар 12. Организации будущего.

1. Тенденции развития организаций.

2. Требования к новым организациям.

3. Международные организации;

4. Государственные организации.

Практические задания

Практическая работа № 1.

Тема:Проектирование организационной системы

Цель практической работы:познакомиться с основными этапами проектирования организационной системы и ее составляющими элементами.

Ожидаемый результат:студенты должны научиться:

· определять основные элементы, необходимые для проектирования организационной системы определенного типа;

· проводить исследования факторов внешней среды, оказывающих влияние на проектирование организационной системы.

Описание ситуации. Организационное проектирование – это метод формальной организации целостных систем, обладающих высокой надежностью, устойчивостью и экономичностью. В процессе проектирования должны быть определены необходимые пропорции между элементами системы, их пространственное размещение, установлены рациональные связи, регламентировано функционирование элементов во времени. Организационное проектирование может быть направлено:

· На создание новой системы или процесса;

· Частичное усовершенствование системы или процесса;

· Их радикальное преобразование.

В общем случае выделяют следующие этапы организационного проектирования:

· Исследовательский этап, который включает предпроектные работы;

· Техническое проектирование;

· Рабочее проектирование.

На предпроектном этапе устанавливают цели и задачи проектирования, проводят исследования внешней среды, анализ возможных вариантов решения проектных задач, составляют техническое задание.

На этапе технического проектирования выбирают и обосновывают окончательный вариант организационного решения.

В процессе рабочего проектирования готовят полный комплект документации и проводят экспертизу проекта.

Постановка задачи.

На основе исследований и анализа внешней среды необходимо принять решение: Какую организационную систему вы будете создавать?

Определите основные элементы проектируемой организации, вид деятельности, продукцию, которую собираетесь выпускать, или услуги, которые будете указывать. Подробно опишите свою организацию в следующей последовательности:

1. Организационно-правовая форма.

2. Место регистрации.

3. К какой сфере и отрасли экономики относится предприятие.

4. Создаете ли вы новое предприятие или расширяете существующее?

5. Предполагаемая дата открытия или начала функционирования предприятия.

6. Если это существующее предприятие, дайте подробное изложение его истории.

7. Каким будет режим работы предприятия.

8. Является ли ваше предприятие сезонным или оно будет функционировать круглый год?

9. Какие виды ресурсов (материалы, финансы, технологии, трудовые ресурсы, информация) вам необходимы?

10. Кто ваши поставщики и что они будут вам поставлять?

11. О каком кредите, и на каких условиях вы можете договориться с вашими поставщиками?

12. Окажут ли вам поставщики какую-либо помощь (обучение, управленческая подготовка, техническая помощь, продвижение товара)?

13. если часть вашей будущей работы передана субподрядчикам, то кто они?

14. каковы особенности вашего бизнеса?

15. почему вы предполагаете, что ваш бизнес будет успешным и прибыльным?

16. какие обоснования подтверждают вашу уверенность в успехе бизнеса?

17. какие у вас имеются конкуренты, где они находятся?

18. Приведите их характеристику, сильные слабые стороны их работы. Каковы преимущества вашей продукции по сравнению с продукцией конкурентов?

19. есть ли у вас планы научных разработок и основания нового продукта, процессов или услуг?

20. потребуется ли вам дополнительное финансирование ваших исследований и разработок?

21. Как бы вы определили своих основных покупателей (жители микрорайона, города, региона, их этнический состав, возрастные группы, пол, социальный уровень).

22. каков объем вашего рынка (по площади, населению)?

23. каков, по вашему мнению, потенциал роста вашего рынка?

24. как вы планируете устанавливать цены на свою продукцию или услуги?

25. Обоснуйте, что такие цены принесут вам достаточную прибыль.

Методические указания. На решение задачи отводится 40 минут. Задача решается группами по 3-4 человека.

После выполнения этого задания всеми группами каждая из них докладывает о результатах своей работы, которые вместе с преподавателем обсуждаются всеми группами и при необходимости дополняются и корректируются.

В процессе работы рекомендуется использовать Приложение1.

Практическая работа №2.

Тема: Проектирование организационной структуры организации

Цель практической работы: научить проектировать организационную структуру для вновь создаваемой организации.

Ожидаемый результат: студенты должны уметь представить проект организационной структуры в виде комплекта документов и пояснительной записки.

Комплект документов включает:

· Положение об организационной структуре;

· Общую схему организационной структуры управления;

· Должностные инструкции руководителей структурных подразделений;

· Линейные карты распределения ответственности;

· Карты маршрутной технологии;

· Органиграммы;

· Документограммы;

· Другие инструктивно-методические методические материалы.

Описание ситуации. Важнейшим направлением организационного проектирования является проектирование организационной структуры управления. Формирование организационной структуры имеет основополагающее значение для управленческой практики, так как во многом определяет эффективность деятельности организации.

Технический проект содержит разработку основных элементов организационной структуры, состава структурных подразделений и форм взаимосвязей между ними, регламентацию прав и ответственности по уровням управления, определение численности работников по подразделениям, а также разработку регламентирующей документации. При разработке технического проекта выполняют следующие стадии проектирования:

1. формирование общей структурной схемы аппарата управления;

2. Разработка состава основных подразделений и связей между ними;

3. Регламентация организационной структуры.

Построение небольших организаций ограничивается указанными выше стадиями:

Содержание первой стадии включает:

· Определение целей данной производственно-хозяйственной социально-экономической системы и подлежащих решению проблем;

· Определение числа уровней в системе управления;

· Определение специализации подсистем, в том числе функциональная (по выполненным функциям), продуктовая, технологическая (по видам технологических процессов, работ, операций) и т.д.;

· Определение степени централизации и децентрализации полномочий и отчетности на разных уровнях;

· Определение основных форм взаимоотношений данной организации с окружающей средой, например кооперирование с другой организацией по совместному изготовлению продукции, кооперирование по оказанию услуг, кооперирование для наиболее полного использования свободных производственных мощностей и площадей;

· Определение требований к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению.

Содержание второй стадии:

· Формирование базовых подразделений аппарата управления;

· Распределение конкретных задач между ними;

· Построение внутриорганизационных связей.

Базовыми подразделениями называют самостоятельные структурные единицы 9управления отделы, сектора, бюро, лаборатории и т.д), на которые разделяются линейно-функциональные и программно- целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь внутреннюю структуру:

1. Финансовая служба может включать планово-финансовый отдел, бухгалтерию, отдел ценных бумаг, отдел организации труда и заработной платы;

2. Коммерческая служба может включать отдел маркетинга и рекламы, отдел материально-технического обслуживания, отдела сбыта и транспортный отдел.

3. При проектировании структуры должны быть учтены факторы, которые влияют на процесс проектирования структуры, их делят на четыре группы:

· внешняя среда;

· Технология работы;

· Стратегия организации;

· Коллектив работников, который характеризуется уровнем квалификации, способностями менеджеров и рядовых исполнителей, их отношением к работе, стилем руководства.

Постановка задачи

1. Спроектируйте организационную структуру управления вашей организации

2. Определите перечень функциональных подразделений организации, перечень функциональных задач и полномочий, которыми обладают данные подразделения или специалисты.

3. Определите виды взаимодействия посредством организационной структуры.

4. Составьте штатное расписание на все категории работников организации.

5. Разработайте номенклатуру дел предприятия.

Методические указания. На решение задачи отводится 1час 20 минут. Задача решается группами по 3-4 человека.

После выполнения этого задания всеми группами каждая из них докладывает о результатах своей работы, которые вместе с преподавателем обсуждаются всеми группами и при необходимости дополняются и корректируются.

Практическая работа № 3:

Тема: Формирование организационной культуры организации

Цель практической работы: учить разрабатывать основные компоненты организационной культуры.

Ожидаемый результат: студенты должны научиться на основе разработанных компонентов корпоративной культуры разрабатывать философию организации.

Описание ситуации. Известно, что никакая социальная система не исчерпывается формальной организационной структурой, хотя и определяется ею. Образующиеся внутриорганизационные связи оказываются богаче и сложнее предусмотренных формальной организационной структурой. Таким образом, организационная структура оказывается погруженной в культурную среду, что может приводить к ее укреплению, разрушению или формированию противостоящей структуры. Это в свою очередь влияет на достижение целей организации. Причем умение организовываться является компонентом культуры, поэтому в настоящее время руководители придают большое значение организационной культуре, рассматривая ее как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных сотрудников на выполнение общих целей. Организационная культура складывается стихийно в процессе воздействия ценностей и прошлого опыта работников, и, таким образом, формирует уникальность организации. Однако спонтанно сложившаяся организационная культура не всегда благоприятна для бизнеса. Для повышения управляемости организации целесообразно сознательно сформировать культуру организации, соответствующую ее целям и стратегии. В таком случае она называется корпоративной культурой. Формирование корпоративной культуры происходит путем внешней адаптации и внутренней интеграции. Процесс внешней адаптации связан с нахождением своей ниши на рынке и приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению путем:

· Определения миссии, целей и стратегии организации;

· Выбора методов их достижения, в том числе формирования организационной структуры и системы стимулирования;

· Формирования критериев измерения достигнутых индивидом и группой результатов.

Внутренняя интеграция – это процесс нахождения способов совместной работы и сосуществования в организации путем:

· Выбора мотивов коммуникации;

· Установления критериев членства в организации и ее группах;

· Определения и распределения статусов в организации, установления правил по приобретению, поддержанию и потере власти;

· Определения желательного и нежелательного поведения;

· Установления правил об уровне и характере социальных отношений в организации.

Постановка задачи.

1. Сформулируйте основные этические нормы поведения вашей организации и ее сотрудников;

2. Сформируйте систему наград и привилегий;

3. Сформируйте критерии принятия на работу, продвижения и увольнения;

4. Определите свое отношение и требования к внешнему виду сотрудников, их имиджу;

5. Сформируйте принципы организации;

6. Сформируйте организационные традиции, обряды, мифы, символы организации;

На основе разработанных методов поддержания корпоративной культуры разработайте философию вашей организации.

Методические указания. На решение задачи отводится 1 час 20 минут. Задача решается группами по 3-4 человека. Каждая группа формирует один из перечисленных выше компонентов. На основе разработанных компонентов все вместе формируют философию организации. После выполнения этого задания всеми группами каждая из них докладывает о результатах своей работы, которые вместе с преподавателем обсуждаются всеми группами и при необходимости дополняются и корректируются.


9570400419374286.html
9570456733307610.html
    PR.RU™