Функции педагогического процесса

Образовательная – формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентаций и отношений

Воспитательная – формирование определённых качеств, свойств и отношений человека.

Развивающая – формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности.

Все эти функции выступают в органическом единстве: в процессе обучения решаются задачи воспитания и развития (Л.С. Выготский указывает на то, что обучение должно опережать развитие), воспитание объективно способствует образованию и развитию, развитие создаёт благоприятные предпосылки для обучения и воспитания.

Л.С.Выготский в своё время разработал теорию о зонах развития. Исходя из этой теории, если воспитание может дать ребёнку только то, что он давно знает и умеет делать, оно находится до зоны актуального развития ребёнка и его влияние на развитие ребёнка практически отсутствует. Если воспитанник может сегодня сделать сам то, что мы ему предлагаем, то воспитание находится на одном уровне с его развитием. Это зона актуального развития. Воспитание ускоряет развитие, оказывает развивающее воздействие, если ребёнок, выполняя предложенную воспитательную или образовательную задачу, может сказать: я могу это сделать сегодня, приложив определённые усилия или с чьей-то помощью. Это зона ближайшего развития. Ориентация на неё в педагогическом взаимодействии наиболее эффективна.

Оригинальное практическое решение организации учебного процесса в массовой школе с ориентацией на зону ближайшего развития ребёнка нашла С.Н.Лысенкова - московский учитель-новатор в 1970-1990-х гг. Смысл этого опережающего обучения в следующем. В программах начальной школы есть темы, вызывающие большие трудности в процессе усвоения. Она в конце каждого урока оставляла несколько минут для такой темы, причём начинала это делать за 20-40 часов изучения темы по плану. Пусть это будет сложная математическая задача. Первый раз, когда она была предложена в конце урока, никто из детей с ней не справился, но двое записали её условие. Один из них дома решил задачу сам, а второму помогли взрослые. На следующий день учитель снова в конце урока предложил задачу такого типа. Два ученика справились с ней, трое задумались. Через 40 уроков в классе все или практически все овладели решением этого типа задач, требовалась лишь небольшая работа с несколькими детьми, и не надо было уже тратить на эту тему большого количества учебных часов. В результате Софья Николаевна успевала изучить с детьми положенную программу за 3-2,5 четверти и практически не было детей, не овладевших ею; изменялось отношение к школе, к учению, стало интересно всем: сильный мог получать более сложные задания, слабый не превращался в отстающего, а успешно справлялся с заданиями, у него не было пробелов в получаемых знаниях. Такой учебно-воспитательный процесс строится не только на высоком уровне развития каждого школьника с опорой на зону именно его ближайшего развития, но и на глубоко гуманной основе.



Воспитание может тормозить развитие: из-за слишком высокого уровня предъявляемых требований или полного лишения ребёнка возможностей проявлять активность и инициативу (гиперопека). Как утверждал С.Л.Рубинштейн: «ребёнок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, воспитывается и обучается. Это значит, воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребёнка, а не надстраиваются лишь над ним».


9567439827882041.html
9567507405433642.html
    PR.RU™