Министерство образования и науки Российской Федерации. Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный технический университет»
(ФГБОУ ВПО «ТГТУ»)

Утверждаю

Председатель Методического совета факультета

Б.И. Герасимов

« 24 » мая 20 12 г.

Вводится в действие с

« 01 » сентября 20 12 г.

Рабочая программа

Учебной дисциплины

Преддипломная практика

(наименование дисциплины в соответствии с утвержденным учебным планом подготовки)

Для студентов, обучающихся по специальности:

080111.65 Маркетинг

(шифр и наименование образовательной программы)

Специализация:

(наименование специализации)

Форма обучения:

Очная

Составитель:

кафедра “Сервис и маркетинг”

(наименование кафедры)

Доцент Тётушкин В.А., доцент Терехова Г.И.

(должность, фамилия, имя, отчество составителя программы)

Тамбов 2012

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080111.65 – Маркетинг (направлению подготовки дипломированного специалиста по специальности 061500 Маркетинг), утвержденному Министерством образования Российской Федерации 23.03.2000 г. (рег. № 202 эк/сп), требованиями, предъявляемыми к содержанию дисциплины, и с учетом особенностей региона и условий организации учебного процесса в Тамбовском государственном техническом университете.

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «Сервис и маркетинг» протокол № 8 от 3 . 05 . 2012 г.

Заведующий кафедрой Воронкова О.В.

Программа рассмотрена и утверждена на заседании Научно-методического совета по специальности 080111 – Маркетинг протокол № 8 от 3 . 05 . 2012 г.

Председатель НМСН Воронкова О.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преддипломная практика студентов 5 курса является обязательной частью учебного процесса, предусматривающая формирование профессиональных знаний и навыков при непосредственном участии студента в работе предприятий сферы сервиса и экономики региона.

Преддипломная практика проводится в соответствии с государственным образовательным стандартом, рабочим учебным планом и графиком образовательного процесса специальности 080111.65 “Маркетинг” на базе организаций и предприятий города Тамбова и области, в управляющих компаниях по эксплуатации недвижимости, в государственных и муниципальных органах управления по обслуживанию недвижимости, девелоперских и риэлторских компаниях, бюро технической инвентаризации, гостиницах, в различных крупных организациях, владеющих недвижимым имуществом, сервисных центров, организаций и предприятий размещения и питания, санаторно-курортных комплексов, Тамбова и Тамбовской области.



Преддипломная практика – это самостоятельная работа студента на предприятии (в организации) под руководством преподавателя выпускающей кафедры и специалиста или руководителя соответствующего подразделения базы практики.

За период практики студенты должны изучить все вопросы по темам, предусмотренным программой практики. Ознакомиться с нормативно-правовой базой регулирования маркетинга по изучаемым темам, заполнить документы, формы отчетности. Для того чтобы студенты хорошо усвоили структуру предприятия, технологию маркетинга, систему и формы маркетинга, они должны проходить практику на рабочих местах.

Приступая к практике, студенты должны принимать активное участие в решении задач, связанных с сервисной, хозяйственной и финансовой деятельностью предприятия.

Основные задачи:

- изучение особенностей будущей профессии;

- получение всесторонней практической подготовки для выполнения своих будущих профессиональных обязанностей;

- приобретение практических навыков аналитической работы (расчеты, обобщение, выводы, рекомендации).

В ходе практики студент должен ознакомиться со следующими вопросами:

1) Общая характеристика объекта

В этом разделе студент делает описание предприятия, на котором он проходит практику по сбору экономической информации.



2) Организационная форма и структура Маркетинговой службы предприятия.

В этом разделе практикант изучает общую организацию и правовую базу маркетинговой службы предприятия, организации, учреждения, а также их структуру. На хозяйственном объекте это как правило бухгалтерия, финансовый отдел, а в финансово-кредитных учреждениях их общая структура.

Студент должен изучить должностные инструкции и положения, на основе которых функционируют бухгалтерские и финансовые службы предприятия, а также иную нормативно-законодательную базу.

3) Экономико-финансовая характеристика объекта

В этом разделе практикант должен не только рассмотреть основные показатели маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, но и привести краткий анализ состояния предприятия за определенный период (предыдущий год).

4) Приложения

Формы бухгалтерских документов (баланс, отчет о прибылях и убытках, формы платежных документов, приходные и расходные журналы за любой день, кредитные договоры, бизнес-планы, формы поручительств, залогов и др.)

Цели преддипломной практики:

1. закрепление полученных знаний и навыков в процессе теоретического обучения;

2. подготовить студентов к самостоятельной профессиональной деятельности на предприятиях маркетинга и экономики региона;

3. сбор и анализ необходимых материалов для написания дипломной работы.

Студенты, направляемые на преддипломную практику, обязаны:

1. явиться на установочное организационное собрание, проводимое руководителем практик;

2. соблюдать режим рабочего дня, правила техники безопасности и внутреннего распорядка на предприятии;

3. выполнять задания, выданные научным руководителем, и распоряжения администрации предприятия;

4. своевременно заполнять отчетную документацию практики;

5. подготовить и защитить отчет по производственной практике.

Контроль за прохождением студентами преддипломной практики осуществляется профессорско-преподавательским составом кафедры сервиса и маркетинга.

По итогам практики студенты представляют дневник, характеристику с места ее прохождения, отчёт с выполненными заданиями и практическими наработками, на основании которых выставляется оценка.

Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику повторно в индивидуальном порядке. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку по итогам ее прохождения, отчисляются из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета.

Содержание преддипломной практики

Преддипломная практика студентов проходит в три этапа:

первый этап (первая неделя) – ознакомительный – охватывает изучение основных сведений об организации – месте прохождения практики и ее основных направлений деятельности, описание цикла обслуживания клиентов предприятия сервиса и экономики;

второй этап (вторая, третья - неделя) – деятельностно-исследовательский – включает в себя изучение организационной деятельности предприятия, проведение исследования в сфере сервиса, оценить сервисную политику предприятия;

третий этап (четвертая неделя) – заключительный – предполагает подготовку и оформление отчетной документации, итоговую защиту преддипломной практики.

Преддипломная практика имеет целью закрепление студентами знаний, полученных в процессе обучения; формирование у них умений и выработки навыков по управлению сервисной деятельностью, созданию сервисных стратегий, выполнению этапов инновационных проектов в сфере маркетинга, оценки эффективности реализуемых проектов на предприятии (в организации), разработки механизма управления рисками данных проектов, а также определения состава источников финансирования развития организации в сфере маркетинга.

При этом предусмотрено решение следующих типовых задач:

1. Ознакомление с предприятием (организацией) как объектом производственной практики.

2. Закрепление, углубление и развитие знаний, полученных в процессе теоретической подготовки в предшествующий период обучения по управлению сервисной деятельностью реально функционирующего предприятия (организации).

3. Приобретение опыта научно-исследовательской и управленческой работы в организациях сервиса.

4. Приобретение умений и выработка навыков по разработке и реализации инноваций в деятельности предприятия сервиса (организации).

5. Изучение сервисных услуг предприятия.

6. Сбор и обобщение необходимых данных для специальности «Маркетинг», а также материалов для выполнения научно-исследовательской работы студента и подготовки им выпускной квалификационной работы на заключительном этапе обучения.

Для этого обучающийся собирает материалы о:

- информационных системах предприятия;

- программно-техническом обеспечении управленческой деятельности;

- организации и планировании деятельности предприятия;

- экономике и анализе деятельности предприятия;

- ценообразовании и управлении затратами на предприятии;

- оценке и аренде недвижимости;

- организации и деятельности маркетинговой службы;

- услугах агентств недвижимости;

- бизнес-планировании на предприятии;

− производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

− внешней макро- и микросреде предприятия, включая данные о конкурентах, потребителях, рыках сбыта и т.п.;

− системе управления в целом и ее подсистемах и элементах, в том числе о линейной подсистеме управления, функциональных подсистемах, целевых подсистемах: управления качеством, выполнения плана поставок продукции, управления затратами, охраны окружающей среды и др.;

− разработанных, принятых и реализуемых стратегиях деятельности предприятия, уровне их инновационности;

− современных наукоемких и информационных технологиях, применяемых на предприятиях сервиса;

- исследовать систему экономики и организации и нормирования труда;

- проанализировать структуру предприятия сервиса, дать характеристику подразделений и служб.

- оценить состав и использование имеющихся средств и предметов труда.

- подготовить отчет о прохождении сервисной практики.

Источником сбора, изучения, обобщения и анализа информации о предприятии должны стать следующие нормативно-правовые документы:

- устав и другие документы, регламентирующие деятельность предприятия;

- нормативно-правовые документы по основным направлениям деятельности предприятия, в том числе законы и другие подзаконные акты; положения о подразделениях, руководящие документы, методики, стандарты, должностные инструкции, процедуры, схемы организационных структур управления, приказы и другие управленческие и оперативные документы, регламентирующие деятельность подразделения (непосредственного места прохождения практики);

- отчеты о финансово-экономических результатах и их использовании, отчеты о прибылях и убытках, другая учетная и статистическая документация;

- годовые отчеты организации сервиса; отчеты об инновационных, информация в периодических изданиях, средствах массовой информации, статистических сборниках и т.п.

Дополнительными источниками информации могут быть личные наблюдения, беседы, опросы и т.п.

Базы преддипломной практики:

- Управление экономической политики: 392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 14;

- ООО "Спутник-Тамбов" (Бюро Международного молодежного туризма): 392036, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 30 г;

- ЗАО "Тамбовский жилищный центр": 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 85;

- МУП "Тамбов-недвижимость": 392000, г. Тамбов, ул. Базарная, 107;

- ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Тамбовской области": 392000, г. Тамбов, Б. Строителей, 2 б;

- ООО "Агентство недвижимости "Гарант-сервис": 392000, г. Тамбов ул. Интернациональная 50/106;

- ООО "Областной дом недвижимости": 392000, г. Тамбов, ул. Советская, д. 103;

- ООО Агенство недвижимости "Адрес". Центр геодезии и картографии: 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 103;

- Тамбовский центр недвижимости: 392000, г. Тамбов, ул. Чичканова, 55;

- УК ООО Жилтехсервис: Тамбов, Магистральная 29А;

- УК "Тамбовский коммунальный стандарт", ООО: Тамбов, Советская 184/375;

- УК ООО Тамбовинвестсервис: Тамбов, Широкая 7А;

- МУ Административно-хозяйственный центр Тамбовского района: Тамбов, Пятницкая 8А;

- УК «Центр»: Тамбов, Базарная 107/35;

- УК Энергосервис: Тамбов, Мичуринская 118;

- АН "Риэлт Центр". Адрес: г.Тамбов, ул.Носовская, 1, оф.212);

- АН Преображение. Адрес: г. Тамбов, ул. Советская 182, офис №7.;

- АН Домострой. Адрес: Тамбов, ул.Интернациональная 16, офис 208;

- АН Терра. Адрес: Тамбов, офис№1Советская 191(Нииртмаш);

- гостиница "Славянская": Тамбов, ул. Кавалерийская, 18А;

- гостиница Бастион: 392000, г. Тамбов, ул. Бастионная, 3 а;

- гостиница "Динамо": 392000, г. Тамбов, ул. Красноармейская, 1;

- ООО "Тамбовский центр качества метрологии и сервиса". Адрес: 392000, г. Тамбов, ул. Пятницкая, д. 11;

- ООО "Тамбовский центр сертификации и мониторинга продукции и услуг". 392026 г. Тамбов, ул. Гастелло, 66;

- Центр сертификации профессиональных квалификаций при ТОГОУ СПО Колледж торговли, общественного питания и сервиса. Адрес: 392018, г. Тамбов, ул. Мичуринская, 110;

- ООО "ЖЭК-1". Адрес: 392002, г. Тамбов, ул. Карла Маркса, д. 30;

- ООО "ЖЭК-11". Адрес: 392000, г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 181;

- ООО "ЖЭК-20". Адрес: 392002, г. Тамбов, ул. Мичуринская, 120, Н.Вирты, 15 а;

- ООО "Сервис-софт": 392000, г. Тамбов, ул. Коммунальная, 51;

- МУП "Единый расчетный центр": 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 118;

- ООО "Центр нормативно-технической документации": 392000, г. Тамбов, Б. Строителей, 2 б, офис 42;

- ООО БВС-2000 региональный сервисный центр "Panasonic": 392012, г. Тамбов, ул. Пионерская, 24;

- ООО "Вега-сервис": 392000, г. Тамбов, ул. Киквидзе, д. 69;

- ОАО "Рубин-сервис": 392000, г. Тамбов, ул. Н. Вирты, 2а;

- ОАО "Пигмент": 392681, г. Тамбов, ул. Монтажников, 1;

- ОАО "Тамбовмаш": 392010, г. Тамбов, проезд Монтажников, 10;

- ЗАО "Завод Тамбовполимермаш": 392031, г. Тамбов, ул. Советская, 194;

- ОАО "Тамбовский завод "Комсомолец" им. Н. С. Артемова": 392620, г. Тамбов, ул. Советская, 51;

- ОАО "Металлосервис": 392000, г. Тамбов, ул. Ипподромная, 24 а;

- ООО Экономико-Юридическая фирма "Информ-Юрист": г. Тамбов, ул. Советская, д. 194Л, офис 302.

Требования к содержанию отчета по преддипломной практике:

1. Титульный лист;

2. Введение - постановка целей и задач практики (в соответствии с программой практики);

3. Календарный график прохождения практики (формируется по неделям, с указанием выполняемых студентом задач, составляется в виде таблицы);

4. Описание предмета практики, представление необходимых наглядных материалов;

5. Описание выполненного студентом индивидуального задания;

6. Заключение (выводы и предложения).

Защита отчета по практике осуществляется на открытом заседании профессорско-преподавательского состава кафедры и студентов направления сервиса.

При защите отчёта по практике учитываются:

1. соответствие отчета формальным и содержательным требованиям;

2. отзыв научного руководителя;

3. представление проделанной работы студентом;

4. ответы на вопросы;

5. сложность индивидуального задания;

6. качество представленных материалов (собранная и обработанная информация).

Для студентов, обучающихся на профиле «Сервис недвижимости» задание заключается в следующем:

1. Закрепление полученных знаний и навыков в процессе теоретического обучения;

2. Подготовить студентов к самостоятельной профессиональной деятельности в гостинице в сфере менеджмента, ориентированного на мотивацию потребительского спроса.

3. Сбор и анализ необходимых материалов для написания курсового и дипломного проекта (по проблеме исследования).

4. Формирование практических навыков по анализу функциональной и отраслевой структуры гостиницы.

5. Ознакомление с должностными обязанностями персонала гостиницы.

6. Ознакомление с текущим документооборотом гостиницы в целях формирования навыков по оформлению документов, связанных с обслуживанием клиентов.

7. Изучение содержания информационного стенда и перечня основных и дополнительных услуг.

8. Формирование навыков по разработке основных и дополнительных услуг, расчету стоимости услуг.

9. Выполнение поручений по выполнению функциональных обязанностей менеджера, связанных с обслуживанием клиентов и реализацией услуг.

10. В целях формирования навыков по управлению персоналом, принимать участие в рабочих совещаниях, планерках и др. орг. мероприятиях, связанных с вопросами организации деятельности гостиницы.

11. Дать оценку управленческой политики предприятия.

12. Изучение перечня оказываемых услуг в гостинице.

13. Изучение правил по технике безопасности.

14. Формирование навыков деловой коммуникации с клиентами и персоналом предприятия.

15. Изучить график работы предприятия.

16. Собрать необходимые материалы для написания курсовых и дипломных проектов по теме исследования.

ОБЯЗАННОСТИ КАФЕДРЫ сервис и маркетинг

Общее методическое руководство практикой осуществляет выпускающая кафедра. В обязанности кафедры входит обеспечение выполнения программы практики и высокое качество ее проведения; выделение в качестве руководителей практики опытных преподавателей; распределение в соответствии заключенными с предприятиями договорами студентов по предприятиям-базам практики; обеспечение предприятия, где студенты проходят практику, а также самих практикантов программами практики; проведение перед началом практики производственного совещания студентов практикантов и преподавателей-руководителей практики для разъяснения цели, содержания и порядка прохождения практики; осуществление контроля за организацией и проведением производственной практики студентов на предприятии, за соблюдением ее сроков и содержания.

ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ ОТ ТГТУ

Руководитель практики от кафедры осуществляет непосредственное учебно-методическое руководство практикой студента. Перед прохождением практики руководитель: составляет общее и индивидуальное задание на производственную практику каждому студенту с указанием сроков ее прохождения, конкретных задач, подлежащих изучению нормативно-правовых документов и актов, сроков подготовки и защиты отчетных документов; обеспечивает строгое соответствие практики учебному плану и программе; проводит консультации по решению задач практики; осуществляет текущий контроль прохождения практики в соответствии с ее программой, рассматривает дневники и отчеты о прохождении студентами практики; дает заключение о прохождении практики и представленным отчетам; принимает участие в защитах отчетов о прохождении практики.

ФУНКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ-БАЗЫ ПРАКТИКИ

Предприятия (организации), являющиеся базами практики, представляют в соответствии с программой студентам места практики, обеспечивающие наибольшую эффективность прохождения практики; соблюдают согласованные с вузом календарные планы прохождения практики; оказывает помощь в подборе тем и материалов для курсовых проектов, курсовых работ; обеспечивают и контролируют соблюдение студентами-практикантами правил внутреннего трудового распорядка, установленных для данного предприятия (организации), в том числе времени начала и окончания работы.

ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ ОТ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)

На предприятии (в организации) – месте прохождения студентом практики – должен выделяться руководитель практики из числа высококвалифицированных специалистов (менеджеров сервиса, экономистов), который обеспечивает совместно с руководством организации необходимые условия (в том числе по технике безопасности и охране труда) для эффективного прохождения практики в установленные заданием сроки; осуществляет каждодневное руководство и ведет табельный учет посещаемости студента-практиканта, обеспечивает соблюдение студентами-практикантами правил внутреннего трудового распорядка и соблюдение ими правил безопасности и контроль за ходом практики и дисциплиной практиканта; осуществляет текущие консультации по прохождению практики и решению ее задач; организует консультации по вопросам управления инновационной деятельностью предприятия (организации); помогает в сборе необходимой информации и материалов; подтверждает в дневнике практиканта выполненных им работ; составляет и подписывает (подпись заверяется печатью) отзыв (с указанием оценки) о производственной практике студента.

В отзыве должна быть дана характеристика обучающегося с позиции овладения знаниями, умениями и навыками для решения практических задач в профессиональной деятельности по управлению инновационной деятельностью на уровне предприятия в целом и его подразделений; оценка уровня сформированности компетенций по разработке сервисной услуги; отмечена способность к творческому мышлению, организаторской и управленческой деятельности, инициативность и дисциплинированность, а также указаны недостатки и пробелы в подготовке бакалавра.

В отзыве необходимо перечислить недостатки в прохождении практики и дать оценку выполненных студентом работ («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Список литературы

1. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга. – М.: Вильямс, 2005.

2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. – СПб.: Питер, 2006.

3. Павлова Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы. – М.: Норма, 2005.

4. Синяева И.М. Маркетинг в малом бизнесе. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

5. Теория и практика маркетинга. /Под ред. Е.Е. Кузьминой. – М.:КНОРУС, 2005.

6. Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

7. Черчиль Г.А., Якобуччи Д. Маркетинговые исследования: Методологические основы. – Нева, 2004.

8. Эриашвили Н.Д., Ховард К., Цыпкин Ю.А. Маркетинг. – М.: ЮНИТИ, 2005.

6.2 Дополнительная литература:

9. Басовский. Л.Е. Маркетинг. – ИНФРА-М, 2006.

10. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: Теория, методология и практика. – М.: Финпресс, 2003.

11. Марков А.Д. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность. – СПб: СПбГУП, 2005.

12. Синяева И.М., Земляк С.В. Практикум по маркетингу. – М.: «Дашков и К», 2006.

13. Шарков Ф.И. Интегрированные рекламные коммуникации. – РИП-Холдинг, 2006.

14. Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. – РИП-Холдинг, 2006.

15. Шкардун В.Д. Маркетинговые основы стратегического планирования. – М.: Дело, 2005.

Министерство образования и науки Российской Федерации


9566069360723531.html
9566106945601472.html
    PR.RU™