Гармонизация трезвучиями главных ступеней

В музыкальной практике существуют различные способы изложения музыкальной мысли, называемые музыкальным складом. Существует два основных склада:

Занимаясь аранжировкой, мы чаще всего будем иметь дело с гомофонным складом изложения. Одной из важных задач аранжировки является правильная гармонизация мелодии. Практически любую мелодию можно гармонизовать трезвучиями главных ступеней. Начинать гармонизацию следует с определения тональности мелодии. Внимательно прослушайте мелодию и определите, в каком ладу она написана, грустно — минор, весело — мажор, если в ней не встречаются случайные знаки, то это скорей всего натуральный лад. Если при ключе не стоят знаки альтерации, то это могут быть тональности До мажор или Ля минор. В данном случае — До мажор (рис. 1.59).

Рис. 1.59. Мелодия для гармонизации

Попробуем теперь проанализировать возможные аккорды для сопровождения (см. рис. 1.59).

В первом и во втором тактах звучат ноты соль и ми, которые являются квинтой и терцией тонического трезвучия. Мелодия, как правило, начинается с тонической функции, поэтому вы можете с уверенностью поставить под этими тактами аккорд С. В следующем, третьем такте три из четырех звуков принадлежат функции доминанты, хотя есть два звука (ре и фа), которые можно отнести и к субдоминанте. Можно проверить на слух, что звучит лучше. Мы уверены, что вы остановитесь на доминанте. Следующий, четвертый такт — однозначно тоника. Далее таким же способом анализируем оставшиеся четыре такта. В результате у вас должна получиться следующая гармоническая последовательность: Т — Т — D — Т — S — Т — D — Т или в буквенно-цифровом варианте: С — С — G — С — F — С — G — С.

Очень удобная форма изложения гармонической сетки — четырехголосная. Она произошла от изложения голосов смешанного хора и записывается на двух нотных станах. Самый нижний голос называется бас, далее вверх - тенор, альт, сопрано. Вот пример вышесоставленной гармонической последовательности (рис. 1.60).

Рис. 1.60. Гармоническая последовательность

Для гармонизации применяется тесное и широкое расположение аккордов.

При тесном расположении интервалы между тремя верхними звуками не должны превышать кварту. При широком расположении эти расстояния могут быть от квинты до октавы. Предыдущий пример — узкое расположение аккордов (см. рис. 1.60).

Есть два способа соединения аккордов: гармонический и мелодический.



Рис. 1.61. Гармоническое соединение аккордов

Рис. 1.62. Мелодическое соединение аккордов

Следует запомнить еще некоторые правила гармонизации.

При гармонизации очень часто используются перемещения аккордов. Перемещением аккорда называется его повторение в измененном виде, т. е. изменение его мелодического положения (рис. 1.63).

Рис. 1.63. Перемещение аккордов

Перемещение аккордов применяется для удобства голосоведения и разнообразия мелодической линии.

Любое музыкальное произведение развертывается во времени и представляет собой нечто единое по мысли и целое по форме, но вместе с тем оно расчленяется на отдельные составляющие (разделы). Такие составляющие отделяются друг от друга цезурами. Цезура — момент, отделяющий конец одного построения от начала другого. Простейшее построение, несущее в себе лишь одну мысль (тему), называется периодом. Период, как правило, делится на два равных построения, называемых предложением. Каждое предложение и в итоге период заканчиваются определенным гармоническим оборотом, который называется каденцией или кадансом. По своему месторасположению кадансы бывают серединными и заключительными. Обычно серединные кадансы заканчиваются на неустойчивой функции S или D и тем самым обеспечивают связь между предложениями. Второе предложение, как правило, заканчивается тоникой.



Каденции, заканчивающиеся неустойчивым аккордом, называются половинными и бывают двух видов:

Каденции, заканчивающиеся устойчивым аккордом, имеют три разновидности:

В кадансах очень часто доминанта появляется после аккорда, называемого кадансовым квартсекстаккордом. Кадансовый квартсекстаккорд есть не что иное, как второе обращение тонического трезвучия. Обозначается — К64

Кадансовый квартсекстаккорд оттягивает появление доминанты, т. е. является, по сути, задержанием, в нем удваивается бас (рис. 1.64).

Рис. 1.64. Кадансовый квартсекстаккорд

Использование секстаккордов в гармонизации: в секстаккордах удваивается или основной тон, или квинта. Секстаккорды по своей природе менее устойчивы, чем основные трезвучия, поэтому они используются для придания большей текучести изложения. При соединении секстаккордов необходимо следить за голосоведением, не желательно движение параллельными октавами и квинтами (рис. 1.65).

Рис. 1.65. Параллельные октавы и квинты

1.11. Главные септаккорды, доминантсептаккорд D7

Доминантсептаккордом называется септаккорд, который построен на V ступени лада и принадлежит к наиболее употребительным диссонирующим аккордам.

Доминантсептаккорд употребляется как в полном, так и в неполном виде.

Неполный доминантсептаккорд — это септаккорд с пропущенной квинтой и удвоенной примой (рис. 1.66).

Рис. 1.66. Неполный доминантсептаккорд

Перед D7 может быть любой аккорд (рис. 1.67). Разрешение D7. может применяться как в половинных, так и в полных каденциях:

Рис. 1.67. Разрешение доминантсептаккорда. D7 имеет три обращения (рис. 1.68):

Рис. 1.68. Обращения доминантсептаккорда первое обращение квинтсекстаккорд — D56 (рис. 1.69);

Рис. 1.69. Квинтсекстаккорд

Рис. 1.70. Терцквартаккорд

Рис. 1.71. Секундаккорд

Обращения D7 применяются обычно полными и разрешаются в тонику на основе ладовых тяготений, т. е. неустойчивые звуки в устойчивые (рис. 1.72).

Рис. 1.72. Разрешение обращений доминантсептаккорда

Как уже говорилось выше, направление движения гармонического развития определяется формулой Т - S — D — Т. Эта формула охватывает все важнейшие гармонические сочетания. Любая функция этой формулы может быть представлена не только главным трезвучием группы, но и любым побочным аккордом. Можно составить таблицу основных групп аккордов (табл. 1.3).

Таблица 1.3. Основные группы аккордов

Название группы Аккорды, входящие в группу
Тоническая (Т) Субдоминантовая (S) Доминантовая (D) Т, III, VI, их септаккорды и обращения S, II, VI, их септаккорды и обращения D, VII, III, их септаккорды и обращения

В эти три группы также входят альтерированные аккорды. Наиболее часто, кроме основных аккордов группы, применяется в тонической группе трезвучие VI ступени, которое является временным замещением тоники и предполагает дальнейшее развитие музыкальной мысли. Серединный каданс, заканчивающийся VI ступенью, называется прерванным (рис. 1.73).

В субдоминантовой группе наиболее часто применяются II6, II7, усиливающие субдоминантовую функцию или заменяющие S-трезвучие в основном виде (рис. 1.74).

В доминантовой группе наибольшее распространение получил аккорд VII7, обладающий значительным напряжением (рис. 1.75).

Все вышеперечисленные септаккорды называются главными. Применение полной функциональной системы вносит большое разнообразие в состав гармонических оборотов и каденций, т. к. каждая функция может быть представлена любым аккордом своей группы.

Рис. 1.73. Тоническая группа аккордов

Рис. 1.74. Субдоминантовая группа аккордов

Рис. 1.75. Доминантовая группа аккордов

Например, автентические обороты: Т — D — Т; Т — D7 — Т.


9565389215040950.html
9565452411576121.html
    PR.RU™